wariwona (wariwona) wrote,
wariwona
wariwona

Categories:

Сенсорама. Виртуальный симулятор. 1957 г.



Сенсорама (англ. Sensorama) — устройство, являющееся одним из наиболее ранних примеров применения технологии мультисенсорного (мультимодального) погружения; первый в мире виртуальный симулятор.

[Spoiler (click to open)]



Создана в 1957 году и запатентована в 1962 году американским кинематографистом и изобретателем Мортоном Хейлигом, часто именуемым «отцом виртуальной реальности» благодаря своим разработкам, положившим начало развитию технологий VR.

Вдохновившись Синерамой Фреда Уоллера и Хазарда Ривса, Хейлиг использовал свой кинематографический опыт в надежде создать «кино будущего». Именно так называлась опубликованная в 1955 году статья, в которой он отмечал, что Синерама, наряду с 3D-фильмами, была логическим шагом в эволюции искусства:

Действительно потрясающий факт состоит в том, что эти новые устройства четко и ярко продемонстрировали всем то, что полусознательно пытались сделать живопись, фотография и кино вместе — изобразить визуальный мир во всей его красе, так, как он воспринимается человеческим глазом.

Хейлиг считал, что, основываясь на особенностях биологического строения человека и методологии творчества, можно создать качественно новый вид искусства. Другими словами, художник, понимающий биологическую природу человеческого восприятия, значительно развивает свои экспрессивные возможности.

Передовые взгляды Мортона Хейлига столкнулись с проблемой, которую он уже поднимал в своей статье, а именно задержкой развития стереокинематографа и озвученных фильмов. Когда его предложения были отвергнуты в Голливуде, Хейлиг сумел воплотить свои идеи в жизнь на базе Анненбергской школы Пенсильванского Университета (где он в то время получал степень магистра в области коммуникаций).

Созданный там аппарат Сенсорамы представлял собой громоздкое устройство, внешне напоминающее игровые автоматы 80-х, и позволял зрителю испытать опыт погружения в виртуальную реальность, например, прокатиться на мотоцикле по улицам Бруклина.

Эффект присутствия достигался путем воздействия на все основные органы чувств одновременно: экран демонстрировал запись «от первого лица», сиденье вибрировало, динамик транслировал звуки оживленной улицы, в камеру поступали соответствующие запахи.

Впоследствии Хейлигом была также разработана модель «Театра ощущений», делающего возможным коллективное погружение в виртуальную среду по принципу Сенсорамы. Однако недоверие инвесторов к рискованному проекту привело к приостановке работы над симуляторами.

Влияние на последующие разработки

Невзирая на провал проекта Сенсорамы, она стала прототипом сегодняшних виртуальных симуляторов. В частности, Скотт Фишер, основатель и директор проекта виртуальной среды для рабочих станций (VIEW)

Исследовательского центра Эймса, в своей статье упоминает о влиянии идеи Сенсорамы на собственные разработки, среди которых шлемы виртуальной реальности для НАСА, а также гипермедийная карта Аспена.

Благодаря работе Фишера, воплощаемые в Сенсораме теория и практика телеприсутствия продолжают задавать тон современным исследованиям в области виртуальной реальности, как и предсказывал Хейлиг.

Модель Сенсорамы была использована в разных конфигурациях в парках развлечения Уолта Диснея — от вибрирующих сидений до дугообразных широкоформатных дисплеев и 360-градусного звука.

Аттракционы, основанные на технологиях Сенсорамы, используются в Диснейлендах по сей день.

Интересные факты

Опытный образец Сенсорамы по-прежнему в рабочем состоянии. Он имеет собственный веб-сайт, где легендарное устройство можно приобрести за 1,5 миллиона долларов.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Сенсорама


Tags: история, прогресс, техника, технологии, эффект манделы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

Recent Posts from This Journal